В ночь на Ивана Купалы сила сильная дух народный, воля вольная. Клады светятся, в любви вольнится, в славе славется, в чести гордится. Ночь Ивана Купалы Иван Купала - народное прозвище Иоанна Крестителя, с легендой о котором церковь соединила земледельческие народные обряды, призванные обеспечить урожай, здоровье, благополучие. Ночь Ивана Купала приходится с 6 на 7 июля. Существует поверье, согласно которому в эту самую короткую ночь года растения и вода приобретают чудодейственную способность излечивать все болезни и повышать плодородие земли. Нынешний Купала отмечается в июле, хотя в древности он приходился на самую короткую ночь года – с 21 на 22 июня. Дню Ивана Купала предшествовал день купальницы Аграфены, 6 июля, точнее, ночь - одно из таинственных явлений народной жизни. Традиции этого дня сохранились еще с древнейших языческих времен. Утром парились в бане, при этом пребольно стегали друг друга крапивой. По выходе из бани полагалась обетная, общая, каша. Начиная с полудня и до полуночи "закупывались", то есть впервые в году купались в реке или озере. Потом водили хороводы, прыгали через живительный и всеочищающий древний костер. В ночь накануне Ивана Купалы обретали особенную силу коренья, собираемые для лечения. Даже веники на весь год готовили именно в этот день, для чего женщины и девки отправлялись в лес на лошадях после обеда. Одно плохо: нечистая сила обретает слишком большую власть в эти дни и особенно ночи, поэтому на подоконник рекомендовалось положить крапиву жгучую - ее нечисть боится. Собранные и сожженные в этот день колючие растения предохраняли от нечистой силы, несчастий и бед. Лихие же люди этой ночью занимались поисками кладов, однако известно, что даже после отыскания их нужно уметь взять. Купальская ночь, следующая за Аграфеной, также была ночью очищения через костры и огонь. В Купальскую ночь не полагается спать вовсе - нечисть, имеющая большую силу, может заесть. Рекомендовалось в этот день быть особенно аккуратным, в том числе и в соблюдении всех полагающихся православному человеку обрядов. На Иванов день - цвет, на Ильин день - хлеб. Ночь звездная - предвестница большого количества грибов. После Ивана начинается сезон дождей, хотя год на год не приходится. Считалось, что в купальскую ночь, единственный раз в году, расцветает папоротник, цветок которого способен открывать любые замки и помогает находить клады. Поэтому традиционное действо в ночь на Ивана Купалу - поиск цветущего папоротника. Папоротник считался одним из самых загадочных, колдовских растений. Загадка кроется в его размножении: нет ни цветов, ни плодов, ни семян. Чтобы найти цветущий папоротник, храбрецы должны были пойти в лес, зачураться, очертить себя кругом и ждать, пока появится вожделенный цветок. Смельчаку нужно сорвать его, зажать в ладони и бежать со всех ног домой, ни на что не обращая внимания. Владелец цветка может превратиться в чрезвычайно богатого человека, поскольку ему становятся явными все тайны и клады, где бы они ни были спрятаны. Однако найти такой цветок редко кому удается. Поэтому лучше заниматься сбором лекарственных трав. Девушкам рекомендуется поискать траву Иван-да-Марья. Она помогает в делах создания семьи. Стародубка-трилич имеет более важные и во все времена актуальные свойства сменять гнев властей и сердитых родственников. Главное - уметь напоить их чудодейственным настоем. Огню на Купалу отводится важная роль. Ночью зажигаются очищающие костры – в них сжигают одежду больных детей, чтобы вместе с ней сгорели все хвори, а где-то через костер прогоняют домашний скот – для защиты от мора. Около костров устраиваются пляски, игры – например, в горелки. Парни и девушки встают парами, а напротив, спиной к ним – одинокий «горельщик». Все поют: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо – Птички летят, Колокольчики звенят. Как только допели – первая пара разделяется и бежит мимо «горельщика» - один справа, другой слева. А «горельщик» пытается кого-нибудь из них замаять, пока они снова не взялись за руки. Успеет – встает со своей новой парой впереди колонны, а тому, кто один остался - «гореть» на очереди. Если же «горельщик» никого не поймал, значит, снова быть ему водящим. Праздничные игрища на Купалу были своего рода гаданиями: - прыгать через костер: кто удачнее и выше - тот будет счастливее. - спускать венки на воду: если потонет, не скоро замуж выйдешь. - после баньки бросать веник через себя (или с крыши бани): куда комлем упадет, туда и замуж пойдешь. А еще в этот день и в эту ночь босиком ходить полагается – чтобы землю чувствовать. Еще один экзотический персонаж Ночи Ивана Купалы - русалки. Считается, что они обладают неземной дивной красотой, обвораживающими голосами, волшебно-белой кожей и длинными прекрасными волосами. Они заманивают путников прекрасными песнями, а потом завлекают их к себе в омут. В Купальскую ночь русалки обладают особой силой и могут утащить на дно реки кого угодно. По преданию, русалки, приняв человеческий облик, выходят на берег полюбоваться издали купальными огнями и, встретив в лесу пригожего парня, могут заворожить его. Чары перестают действовать, когда проходит Иванов день. Много на Купалу и «водных» обрядов. Рано поутру идут «черпать росу» - скатерть раскладывают на траве, чтобы она напиталась влагой, а потом отжимают в «бурак». Умывание такой водой избавит от прыщей, угрей и вообще от болезней. А еще росой кропят углы в доме – от паразитов всяких. Купаться на Купалу можно, только осторожно: именинник-водяной не любит, когда его тревожат – может и утопить! Праздник на Ивана Купалу называют «Веселым», правда, веселье это не всем может прийтись по вкусу, так как заключается в обливании водой кого ни попадя. Парни надевают что-нибудь старое и не особо чистое и – вперед, на речку. Наберут воды, желательно помутнее, погрязнее, и давай всех ею обливать! Только дедушек-бабушек да детишек пощадят. А уж девчонок-то даже из домов вытаскивают и окатывают с ног до головы. Девушки, конечно, в долгу не остаются – тоже за водой бегут. Заканчивается все это веселое безобразие на речке совместным купанием. Разжигают огромный костер, огонь для которого добывают только древним способом - трением дерева о дерево. Как только его пламя разгорается, юноши и девушки, взявшись за руки, начинают через него прыгать. После веселых хороводов и танцев молодежь отправляется купаться. |